Хотите получать уведомления в браузере о последних изменениях на сайте SKNEWS.kz
Опыт, приобретенный работниками КТК за время борьбы с рекордным паводком 2024 года, позволяет встретить новую весну во всеоружии с принятием превентивных мер
Прошлый год запомнился казахстанцам небывалым за последние 80 лет паводком. Под удар стихии попали сразу семь областей, в том числе Атырауская – стратегически важный нефтяной регион, один из крупнейших доноров республиканского бюджета.
Ситуация в Прикаспии с его крупными месторождениями и предприятиями с особым вниманием рассматривалась на всех уровнях руководства страны и области. Отсутствие точных прогнозов, тревога и сплоченность – это были три главных признака минувшей весны. А помимо этого - круглосуточная работа по защите населенных пунктов и производственных объектов. О том, как все происходило, рассказазвают непосредственные участники, представители АО «КТК-К».
В режиме ЧС
Из полутора тысяч километров нефтепровода КТК 452 км приходится на Атыраускую область, начиная от «нулевой» точки отсчета на НПС «Тенгиз». Как только появились первые сигналы о наступлении «большой воды», руководство Консорциума взяло ситуацию на особый контроль. Задача предстояла не из легких – во-первых, защитить уязвимые объекты КТК-К, минимизировав насколько это возможно воздействие паводка. Во-вторых, оказать посильную помощь жителям региона в защите поселков и областного центра. Работа велась в тесном взаимодействии с оперативным штабом, созданным синхронно с введением 7 апреля в Атырауской области режима чрезвычайной ситуации природного характера.
Первым удар стихии принял на себя нефтеносный Жылыойский район, куда вода пришла неожиданно. Вышедшая из берегов река Жем (приток Эмбы) в считанные часы затопила треть 60-тысячного райцентра – города Кульсары. Началась эвакуация населения.
На призыв местного акимата о помощи, откликнулись все организации района, в том числе и генеральный подрядчик по техобслуживанию нефтепровода КТК – АО «КазТрансОйл». С ближайшего аварийно-восстановительного пункта (АВП) «Тенгиз» была направлена техника, выполнявшая различные виды работ, включая устранение заторов в труднодоступных степных участках для скорейшего прохождения воды.
На подступах к Атырау
Паводок надвигался главным образом с верховьев реки Урал, и в красной зоне подтопления оказалась одна из четырех нефтеперекачивающих станций КТК-К – НПС «Атырау», расположенная всего в пяти километрах от областного центра. Введенная в эксплуатацию в 2002 году, станция не застала последнее масштабное наводнение середины 90-х, но как подсказали старожилы и специалисты, хорошо помнившие события 30-летней давности, НПС попадала в основной коридор движения водного потока.
- Опираясь на эти данные, мы обследовали прилегающую к станции территорию, определив участки как для внешней обваловки по периметру, так и для внутренней, чтобы защитить инфраструктуру, в том числе критически важную, – рассказывает начальник НПС «Атырау» Данияр Ахметов. – Оперативной работе способствовала близость карьеров для забора грунта, один из которых определил акимат, а второй предоставила компания Karachaganak Petroleum Operating B.V., чей объект находился поблизости и тоже попадал в коридор затопления. Абсолютно все предприятия вокруг строили дамбы, если не для собственной защиты, то близ населенных пунктов. Мобилизованы были все! Этим, кстати, объяснялась острая нехватка техники и людских ресурсов в первые дни. И вот тут очень вовремя подоспело подкрепление из Центрального региона.
В помощь казахстанским коллегам, по распоряжению генерального директора КТК Николая Горбаня, 15 апреля из Астрахани в Атырау прибыла колонна спецтехники в составе четырех экскаваторов и двух большегрузных самосвалов. Возможность передислокации спецтехники с российской территории в Казахстан была предварительно урегулирована с акиматом Атырауской области, оказавшим содействие в быстром пересечении государственной границы, а также обеспечившим сопровождение колонны автомобилем ДПС.
На протяжении месяца сотрудники НПС «Атырау» и компаний-подрядчиков возводили и укрепляли защитные сооружения, выполняя при этом и свои текущие служебные обязанности. И они успели! Все было продумано и выполнено так, что даже в случае затопления станция могла сохранять работоспособность. Но, к счастью, «большая вода» обошла объект стороной, а когда опасность миновала, защитную дамбу сносить не стали, оставив с расчетом на возможные будущие паводки. Демонтировали лишь некоторые участки для проезда транспорта.
Под водой
Первые апрельские дни, как вспоминают участники событий, выдались, мягко говоря, непростыми. Потребовалось несколько суток, чтобы штаб по ЧС синхронизировал работу подразделений в соответствии с общим планом действий в масштабах области. На эти дни также пришлась плановая 72-часовая остановка нефтепровода КТК, с ремонтом участка на 266 километре. Здесь было задействовано 30 единиц техники генподрядчика АО «КазТрансОйл», нефтепровод лежал в отрытом котловане, отменить либо перенести работы было уже невозможно.
- Когда по области началась экстренная мобилизация сил и средств для борьбы с паводком, нам удалось найти понимание тому, что оставлять в открытом виде главную нефтяную транспортную артерию страны просто опасно, - отмечает Алтай Батыргалиев, заместитель главного инженера по эксплуатации и техническому обслуживанию НПС. - Хочется поблагодарить коллег из «КазТрансОйла», которые самоотверженно трудились круглые сутки, пока не завершили весь запланированный объем работ. А потом они переключились на другие участки, уже в рамках противопаводковых мероприятий.
В пик паводка, охватившего огромную территорию Прикаспийской степи, некоторые участки нефтепровода общей протяженностью около 40 км оказались под водой, 266-й километр тоже. Но магистральные шаровые краны линейной части загодя окружили земляными валами, а технологические колодцы временно загерметизировали. Согласно плану аварийного реагирования, на НПС «Атырау» имелись вездеходы и плавсредства, позволяющие добраться к любому участку нефтепровода. Кроме этого, за ставшими на время подводными участками ЛЧ круглосуточно велось дистанционное видеонаблюдение.
В едином строю
В противопаводковых мероприятиях приняли участие практически все организации и объединения региона, государственные и частные предприятия, представители малого и среднего бизнеса, студенты. Одни тем самым выполняли распоряжения оперативного штаба по ЧС, другие – добровольно шли на берег и брали в руки лопаты. Имелся такой «гражданский» фронт работ и у АО «КТК-К» – это пригородный поселок Береке, где на берегу реки необходимо было срочно построить трехкилометровую защитную дамбу. Именно этот населенный пункт сильно затопило в памятное наводнение 1994 года.
Работы начинали с нуля, фактически на пустыре, при острой нехватке техники. Согласитесь, одними только лопатами, при всем желании, много земли не перекидаешь, учитывая крайне сжатые сроки. Ведь «большая вода» ждать не станет.
- Мы обратились к нашим подрядчикам, компаниям, занимающимся различными строительно-монтажными работами на объектах КТК-К, – рассказывает начальник службы реализации проектов Ерлан Дабысов, ответственный за строительство дамбы. – Коллеги к ситуации отнеслись с пониманием, хотя за каждой компанией был закреплен свой береговой участок и, проще говоря, своих забот хватало.
Так, к возведению дамбы на участке КТК-К один за другим присоединились девять подрядных организаций. Все было организовано четко и слаженно. День начинался с общей планерки развернутого в полевых условиях штаба, где ответственные за тот или иной объем работ получали текущие задания. Огромную помощь в берегоукреплении оказали передислоцированные из разных регионов Казахстана солдаты-срочники, сотрудники ЧС, волонтеры, а также сами жители Береке. Последние, не считаясь с личным временем, приходили на берег даже по ночам. Подростки – и те старались выполнять посильную работу, заполняя мешки песком.
- Мы чувствовали двойную ответственность, поскольку понимали какие надежды на всех нас возлагают сельчане, – вспоминает Абзал Абзелбаев, региональный менеджер по административным вопросам АО «КТК-К». - Помню, как они обрадовались, когда узнали, что не останутся наедине с паводком, что на защиту их домов стянуты серьезные ресурсы. Люди, чем могли, старались поддержать борцов со стихией, приносили прохладную воду и еду.
Об организации питания вообще стоит сказать отдельно, учитывая, что на строительство дамбы у поселка Береке ушел почти месяц. Этим вопросом занималась подрядная организация КТК-К, чьи старания вкусно и питательно накормить людей, занятых тяжелым физическим трудом, оценили буквально все. Двери импровизированной столовой были открыты для всех, без разницы, подрядчик ты или заказчик, спасатель или волонтер. Даже военнослужащих, питавшихся отдельно и по команде, работники столовой заботливо снабжали фруктами. Все блюда (первое, второе, десерты) готовили на НПС «Атырау», и, в соответствии с нормами пищевой безопасности, привозили к ежедневно растущей дамбе в ланчбоксах, поддерживающих температурный режим.
Урок на будущее
О масштабе противопаводковых работ можно судить по сотням тысяч мешков с песком и десяткам квадратных километров геотекстиля, уложенных при ремонте старых дамб и строительстве новых. Работники АО «КТК-К» и подрядных организаций внесли свою лепту в общее дело, благодаря чему Атырауской области удалось избежать масштабных негативных последствий наводнения. Да, были и разрушения в жилом секторе, и потерянные сельхозугодья. Важным было также извлечь из этого урок.
- Для КТК это первый крупный паводок, первый опыт, получив который мы имеем информацию о затапливаемых участках и представление о превентивных мерах, которые уже принимаются, – отмечает главный инженер по эксплуатации и техническому обслуживанию объектов АО «КТК-К» Виктор Мирошниченко. – На сегодня разработан план мероприятий, в рамках которого предполагается строительство мостовых переходов и укрепление, обустройство трассы нефтепровода на уязвимых участках, в местах пересечения со степными каналами для обеспечения оптимального водопропускного режима и проезда вездеходной техники одновременно. Кроме того, после наводнения проведено дополнительное обследование линий электропередач, которые частично, особенно в пригородных районах, были сильно затоплены. Чтобы предотвратить подобное, на некоторых участках планируется поднять уровень грунта под опорами. И главное – минувший паводок, режим ЧС никак не отразился на производственной деятельности КТК. Ни на один час. Мы обеспечили необходимый уровень перекачки, и вся нефть грузоотправителей на 100% доставлена грузополучателям.
Источник: Панорама КТК